История

«Илы» небесные. История конструктора Ильюшина, создавшего «летающий танк»

Реклама

Конструктор Сергей Ильюшин.

130 лет назад, 30 марта 1894 года, родился Сергей Ильюшин, автор штурмовика Ил-2 — самолёта, который, по признанию немцев, «вселял в них ужас».

Всего с конструкторского стола Ильюшина, ставшего единственным обладателем 7 Сталинских премий, «взлетели» несколько десятков самолётов разного типа.

Второй день рождения

Сам Ильюшин называл штурмовик Ил-2 «летающим танком». «Он тогда впервые применил бронированную капсулу, защищавшую кабину лётчика и все жизненные узлы машины. Самолёт был удивительно живучим. Часто садился благополучно даже с сотней повреждений корпуса, — рассказывает член Ассоциации историков Второй мировой войны Дмитрий Хазанов. — Наряду с танками Т-34 и реактивными установками „Катюша“ штурмовик Ил-2 стал оружием Победы. За 1941–1945 годы 4 серийных завода выпустили 36 479 экземпляров разных его модификаций. Такой массовости в мире не было ни у одного самолёта со дня зарождения авиации!»

А ведь накануне войны, в 1938 году, судьба КБ Ильюшина висела на волоске — конструктор чуть не погиб. Механик тогда забыл залить масло в учебно-тренировочный УТ-2, за штурвалом которого Ильюшин летел из Москвы в командировку на завод в Воронеж. Мотор перегрелся и остановился. На вынужденной посадке машина перевернулась. Ильюшин чудом выжил. И потом каждый год отмечал в этот день — 21 апреля — своё второе рождение. А вину механика взял на себя: мол, не проверил.

После этой аварии он сформировал главную конструкторскую задачу: у самолёта должен быть шанс завершить полёт даже при отказе жизненно важных «органов». Эти «органы», например, в 1962 году отказали у Ил-18В, принадлежащего румынской авиакомпании Tarom, когда тот летел над Средиземным морем. Все 4 двигателя остановились. Лётчики сумели посадить машину «на брюхо» на заброшенном аэро­дроме Кипра. Экипаж и сотня пассажиров не по­страдали. Позже выяснилось, что в Бухаресте баки заправили керосином с водой, на высоте вода замёрзла и лёд забил фильтры.

Три класса школы

Его Ил-18 стал первым советским самолётом, который успешно продавался за рубеж. Над его созданием Ильюшин задумался, когда в 1955 году отправился в Сочи в санаторий. Летел на Ил-14 и поразился дороговизне авиабилетов. По­ставил цель — сделать самолёт, билет на который будет стоить не дороже билета в купе поезда. Подсчитал, что с экономической точки зрения наиболее выгодные двигатели — турбовинтовые. Так появился Ил-18, в котором впервые использовали герметичный фюзеляж и силу тяги, изменяемую поворотом лопастей винта. Он соответствовал формуле Ильюшина: «Просто, но качественно, дёшево, но надёжно».

В Брюсселе на Всемирной выставке 1958 года самолёт получил золотую медаль, его закупили 17 иностранных авиакомпаний. А в самом СССР на протяжении более 2 десятилетий это был самый ­популярный граждан­ский борт — «рабочая лошадка»  ­«Аэрофлота».

Тот отпуск в Сочи — редчайший в биографии Ильюшина. Отдыхать он предпочитал на родине — одним махом по­крывал за рулём машины 500 километров до родной деревни Дилялево на Вологодчине.

…Отцу был 51 год, ­матери — 44, когда Сергей появился на свет — одиннадцатым, младшим ребёнком в семье. В 6 лет братья научили его читать, в 10 он пошёл в земскую школу, окончил 3 класса. С благодарностью вспоминал своего учителя Александра Невского, тёзку полководца. Тот, видя, что мальчишка толковый, занимался с ним внеурочно ещё 2 года после окончания школы. В 15 лет Ильюшин уехал на заработки в Петербург. Где только не трудился: от чистильщика сточных канав на красильной фабрике до помощника машиниста экскаватора. А судьбоносной стала работа землекопом на Комендантском аэродроме, где Ильюшин впервые увидел самолёты и загорелся мечтой о небе. Выдержал конкурс в 300 человек на место в школу лётчиков Всероссийского императорского аэроклуба. А получив права пилота, решил сам создавать «железных птиц».

Высшее образование Ильюшин получит уже в Советской России, по­ступив в Институт инженеров Красного Воздушного Флота. С тремя классами сельской школы справлялся с выс­шей математикой — помогали годы самообразования и правило, которому позже он учил подчинённых: «Если в течение дня ты лично ничему не научился, считай этот день для себя потерянным».

«Значит, пора уйти»

Пассажирский реактивный Ил-62 — последний самолёт, созданный Ильюшиным лично «от и до», и первый в Советском Союзе, совершивший межконтинентальный перелёт с пассажирами. Он же — борт № 1, на котором летали Брежнев, а затем Горбачёв.

«Эта машина стоила мне 10 лет жизни», — признавался конструктор. У этого двухсотместного самолёта крыло было освобождено от моторов — их Ильюшин вынес в хвост. Конструктор считал, что гибкое крыло принимает на себя большую часть нагрузок от турбулентности, поэтому пассажиры в салоне почти не ощущают болтанки и шума. «Самолёт-совершенство», — дали определение Ил-62, представленному в 1967 году на авиасалоне в Ле-Бурже, журналисты.

Самого Ильюшина на авиасалоне не было. Он вообще заграничные поездки не любил. На приглашения отвечал: «Лучше в Дилялево съезжу». Там, сидя на берегу Кубен­ского озера, подолгу смотрел на воду, решая в уме очередную задачу с новым самолётом. А для односельчан в каждый приезд устраивал «пировки» — накрывал стол на всю деревню.

В 1970-м, в 76 лет, Ильюшин сложил с себя обязанности руководителя конструкторского бюро. «Если я не могу прийти на работу раньше всех, а уйти позже всех, значит, не должен занимать этот пост», — объяснил своё решение коллегам.

Но даже на пенсии, до самой своей смерти в 1977-м, он приглядывал за ними и за своим бюро небесных дел.

По материалам: aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»