Образование

Взять и отменить? Педагоги объяснили, можно ли учить детей без «домашки»

Реклама

Президент поручил сбалансировать учебную нагрузку на школьников. Конкретные меры правительство должно представить к декабрю 2024 года. aif.ru узнал у педагогов, какие учебные нагрузки можно считать лишними.

Как вырастить лентяев

Но сначала обратимся к самому документу, опубликованному на сайте Кремля: «Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся, в том числе за счет сокращения реальных временных затрат на выполнение домашних учебных заданий… а также сокращения мероприятий по оценке уровня знаний обучающихся».

Некоторые поняли это прямолинейно: убрать домашние задания и контрольные. Двоечники сразу обрадовались. Ранее некоторые депутаты тоже призывали отменить домашнее задание для школьников. Однако эксперты и журналисты, интерпретирующие таким образом данное поручение, исказили слова президента, считает профессор РГПУ им. А. И. Герцена, замдиректора физ.-мат. лицея № 239 Санкт-Петербурга, народный учитель России Сергей Рукшин.

«Без домашних заданий усвоить ничего нельзя, можно только вырастить лентяев и лежебок, каким-то образом получивших аттестаты, — уверен педагог. — Помимо получения конкретных знаний, дети должны учиться культуре умственного труда. В наше время способность к дальнейшему обучению — ключевой навык. Фундаментальные знания не устаревают, но приобретению новых профессий и развитию новых технологий в каждой профессии приходится учиться заново. Поэтому нужен серьезный профессиональный анализ временных затрат школьников на подготовку уроков, чтобы сделать их разумными и выполнимыми. А призывы ликвидировать домашние задания я считаю диверсией, которая разрушит наше образование».

«Я не сторонник того, чтобы перегружать детей домашними заданиями, но это блеф, что можно учить вообще без них, — соглашается с коллегой директор московской школы № 109, заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. — Ничего даром дающегося не бывает. Без труда не выловишь рыбку из пруда. Главное — это гибкость и вариативность образования. Одаренному математику любое большое задание не в тягость, он с удовольствием это решает, и количество часов не имеет значения. А вот если заставить его сдавать, условно, китайский язык, который ему не нужен, он взбесится от такой нагрузки. Поэтому понимать поручение президента формально — давайте уменьшим домашние задания — нельзя. Нужно учитывать интересы детей, будущей профессии, которую они выбирают, особенности здоровья».

Количество без качества

Если спросить родителей, то многих огромная домашка уже реально достала. Есть уроки, где задают столько, что ребенок регулярно сидит над заданиями часами, часто не без помощи взрослых. А есть семьи, которые всем составом учатся в школе вместе с ребенком: задания делают папы, мамы, дедушки, бабушки. Это явный перебор, когда дача знаний переходит из школы в семьи, а учителя занимаются только их проверкой.

«Объем домашних заданий зависит от методик, качества работы самих учителей. Слишком большие домашние задания — это недостаток квалификации педагога», — считает Ямбург.

Загружать детей огромными заданиями в надежде, что они станут умнее, бессмысленно. Если к лошади прицепить три воза вместо одного, то она не сдвинется с места, сколько ее ни подстегивай. И количество в данном случае не перейдет в качество. Это подтверждают исследования. Например, китайцы провели сравнительную оценку: сколько времени тратят на домашние задания дети в Китае и Южной Корее. Оказалось, что хотя в Корее тоже очень много домашних заданий, ученики с ними справляются быстрее — за 1,5-2 часа. А китайские тратят 3-3,5 часа. При этом по данным оценки качества образования (международные исследования, которые проводятся во многих странах), результаты у южнокорейских детей выше.

Поэтому ключевая фраза в поручении президента — сбалансированная и результативная нагрузка. Как это сделать, очевидно, виднее самим педагогам.

«Мы уже пять лет мы даем разные виды домашних заданий: обязательные (по профильным предметам), рекомендованные, и не задаем вообще. В начале года регламентируем процентное соотношение домашних заданий с учетом возраста и профиля. Если эффективность урока высокая, то закрепления дома не требуется», — поделилась директор гимназии № 12 г. Липецка Ольга Уласевич.

Не учат, но контролируют

В поручении президента также идет речь о сокращении мероприятий по оценке знаний. Проще говоря, это всевозможные контрольные, самостоятельные, проверочные. А еще есть Всероссийские проверочные работы (ВПР). Что сокращать?

«Я считаю, что сокращать нужно внешний, бюрократический контроль, бесконечные диагностики, спущенные сверху, — говорит Сергей Рукшин. — Попытки некоторых людей, которые сами ничему не учат, но норовят контролировать, вредят системе образования. Я имею в виду Всероссийские проверочные работы, которые проводит Рособрнадзор. Это очень легкая работа — ни за что не отвечать, не нести ответственности за провальный результат, и контролировать. Я не видел нигде в законе „Об образовании в РФ“ упоминания о ВПР. Они не предусмотрены известными мне нормативными правовыми актами. А если их нет, почему учитель обязан тратить на них учебное время вместо прохождения предмета?»

Ничем не лучше, когда контроль отдают всевозможным электронным платформам: ребенок проходит тесты, а система ставит оценки. Сейчас такие дают на дом регулярно почти по всем предметам. Надо ли говорить, что в тесте могут быть неточности, система может зависать и давать некорректные баллы?

А вот учебный контроль на уровне учителя, по мнению педагога с 50-летним стажем, необходим. Без понимания того, что ребенок усвоил, что нужно повторить или еще раз объяснить, научить невозможно. 

«Поэтому разгружать надо. Но не от права преподавателя контролировать нужными ему средствами усвоение знаний, а от незаконных ВПР, список которых множится», — заключает профессор.

После школы

Сколько времени школьник должен тратить на выполнение домашних заданий (по всем предметам)?*

  • 1 класс — домашние задания не задают
  • 2 — 3 классы — не больше 1,5 часов
  • 4 — 5 классы — до 2 часов
  • 6 — 8 классы — до 2,5 часов
  • 9 — 11 классах — до 3,5 часов

Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не должны группироваться в один день. То есть нельзя в один день задавать сочинение, презентацию по биологии и 15 упражнений по алгебре.

* Согласно СанПиН, методическим рекомендациям для школ и учителей.

По материалам: aif.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»